Четверг, 05.12.2024, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS
   
Главная | Авто статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Вождение [8]
Автозвук [11]
Разное [1]
Tuning [6]
Тест Драйв [7]
Выхлопная система [6]
Обвесы на авто [4]
Мини-чат
500
Главная » Статьи » Вождение

ВОЖДЕНИЕ
Знаете, что такое относительная скорость? Именно эта величина играет решающую роль при столкновении. Но безопасную дистанцию определить тоже надо. Старое правило "держать расстояние в метрах, равное половине скорости", однажды может и спасти.

Мастера - они знают...

Если вопрос безопасной дистанции копнуть чуть глубже, чем делают это в автошколах, найдется немало интересного. Вот, к примеру, читаем в светском сплетничке информацию о знаменитом (президентском, мафиозном и т. п.) гараже: там, дескать, уж такие-растакие мастера-водители - ездят на скоростях под двести... с дистанцией в полметра! А их шеф жив-здоров, и никаких аварий. Что ж, это и в самом деле мастерство, - нужна отменная реакция, чтобы при торможении флагмана его не достал ведомый, а то еще, не дай Бог... лак поцарапает.

Вы не поняли? Да просто разнести лидеру зад при такой ситуации очень сложно. Надо, чтобы первый практически стал как вкопанный - а это (при 200) еще хуже, чем битый зад... А если он тормозит с большим замедлением (пусть это будет 8 м/с2), на пути в полметра "накопится" разность скоростей всего около 10 км/ч. Какова же тогда эта разность для машин, ползущих 30 км/ч? Если первый будет замедляться так же - 8 м/с2 - такая же точно, те же 10 км/ч! Никакого парадокса: еще безопаснее ехать бампер в бампер...

Короче, дело в том, что при соударении двух машин важна их относительная скорость, а не та, что на спидометрах. Но при малой дистанции она не может быть большой. Правда, необходимы некоторые оговорки. Каждый автомобиль "едет сам по себе" - и достаточно устойчив, пока не ткнется в другой. Поэтому - даже после легкого удара - многое зависит от обоих водителей. На высокой скорости не мудрено и контроль над машиной потерять...

Домино

Кто бывал в авариях, знает, как все происходит: тормоза отличные, расстояние до препятствия вроде большое... но как стремительно сокращается! За этим следует удар... и удивление: "Неужели я - такой опытный, умелый - все это натворил!" Дело исключительно в психологической инерции: глаз в дороге "замыливается", не видит расстояния... Кстати, стоит только солидно поотстать от впереди идущего - тут же вклинится какой-нибудь умник.
Или вот, о цепных авариях. Случаются они обычно в туман, дождь, снегопад - иначе говоря, при ограниченной видимости. Это легко объяснимо: впереди уже падают костяшки домино, а водитель, не видя, приближается...
Учтите: в плотном тумане предметы кажутся дальше, чем на самом деле. Еще срабатывает очередной психологический эффект: очень трудно ехать, не видя ни зги. Куда спокойнее, когда впереди "просматривается" другая машина! Так и летят вслепую целые колонны...

А наш туман ничем не слабее воспетого поэтами лондонского: побывать бы им в непогоду под Орлом или Краснодаром!

Алгебра торможения

Какая же она - безопасная дистанция? Из любопытства я решил несколько простейших задач, результаты которых на графиках (см. рис.). Для простоты примем для всех случаев одинаковое состояние дороги, равномерное торможение и т. д.

Задача 1. Две машины едут со скоростью 60 км/ч (16,67 м/с) с дистанцией 15 м. Тормоза отличные, замедление 8 м/с2. Переднему (№ 1) водителю, пришлось резко затормозить (точка А), задний (№2) отреагировал через 0,8 с (точка Б). За это время его машина прошла, все еще не тормозя, 13,3 м. Дистанция сократилась до 8,6 м. После остановки обеих машин дистанция сократилась до 1,7 м (красные кривые). Выходит, безопасная дистанция должна быть не меньше пути, который №2 прошел за время реакции - 13,3 м. Т.е. 0,8 с играют ключевую роль! Если бы № 2 затормозил на 0,2 с позднее, он оказался бы на 3,33 м ближе к № 1...

Задача 2. Замедление 4 м/с2 (больше невозможно из-за грязной дороги), а скорость и дистанция те же. Взгляните на коричневые кривые. Время и путь торможения вдвое больше, но на безопасной дистанции это не отразилось. Дистанция та же - 13,3 м.

А что будет на льду? Изменятся лишь время и путь торможения. Обе машины просто будут очень долго скользить, если не врежутся, скажем, в столб.

Задача 3. Поднимем скорость до 90 км/ч. Умные водители увеличат дистанцию. На глаз кажется, что 20 метров достаточно. А вот и ответ - зеленые и голубые линии. Первые для замедления 8 м/с2, вторые - 4 м/с2. Теперь автомобиль за 0,8 с пройдет как раз 20 метров! Т.е., когда первый уже остановился, второй все же докатится до него!



Идеальных условий в жизни не бывает. Кто сказал, что тормоза у всех одинаковы? Если в первом примере ведущая машина затормозит с замедлением 8 м/с2, а ведомая только 4 м/с2, то уже в начале третьей секунды прерывистая коричневая кривая "наедет" на сплошную красную! Разность скоростей - примерно 28 км/ч: ох и дров будет наломано... Чтобы этого не случилось, заднему водителю нужно держать дистанцию увеличенную как минимум на величину Д, то есть метров на 15! На практике, с учетом возможных случайностей, надо бы еще больше. Это касается и тех, кто на тормоза не жалуется.
Категория: Вождение | Добавил: slonim-racing (08.11.2007) | Автор: slonim-racing.clan.su
Просмотров: 692 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Zaporozhye Racing Club - ZRC
 
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024